Погорельцы

Село Погорельцы расположено в 7 км от с. Ведное, 34 км от Рамешек, 47 км от Твери по шоссейной дороге Тверь — Кашин — Кимры, справа. Доехать можно из Твери на автобусах Тверь — Кашин — Кимры, Тверь — Калязин. Рядом с селом протекают речушки Вязовка и Погорелка. От шоссе Тверь — Кашин в центре села проложена асфальтированная дорога на Медведиху и деревни Медведихинского сельского округа.

Название села жители связывают с тем, что здесь когда-то поселились погорельцы или случались пожары.

В XVI в. пустоши, починки, населенные места с окрестными землями принадлежали великому князю Симеону Бекбулатовичу, что подтверждают записи в писцовых книгах Московского государства. Земли теперешнего с. Погорельцы тоже были в его владениях: «В селе Погорелец — вдовая попадья с дочерьми; велел им дать всем под дворец земли, где ей хоромы поставить, да пашни, да оброка не брать. А писцы Петр Матвеев со товарищами тот дворец да пашнею пооброчил, и она стала платить оброк по рублю, да пошлины по 10 коп. в срок к Рождеству, и грамота оброчная была дана от Симеона Бекбулатовича…». В Погорельцах было 8 непашенных дворов, жили 8 человек. Оброк платили: «кузнец Филька — в год по полтине, да пошлин полтреть (1/6) деньги», Олешь Кондратьев со товарищами «платил в год со двора по 5 алтын. Итого по 30 по 5 алтын, да пошлин дворецких и дьячих полных 11 деньги в казну князя Симеона Бекбулатовича к Рождеству». Вот еще отрывок из писцовых книг: «Погорельские же села, деревни: починок Крапивный Яковлев: 2 дв[ора], сена 2 коп[ны], каждый по полчети (1/8) выти; д[еревня] Чавычино на реке Кушалке: 5 дв[оров], пашни 8 д[есятин], сена 30 коп[ен], выть без четверти; д[еревня] Серебренка Меньшая: 2 дв[ора], пашни полтрети (1/6) дес[ятины], сена 10 коп[ен], четверть выти; д[еревня] Фролово Большое на речке на Кушалке: 6 дв[оров], пашни 9 дес[ятин] без четверти, сена 10 коп[ен] волоковых, выть без полчети (1/8) выти; Фролово Большое на р. Кушалинке: 3 дв[ора], пашни 3 дес[ятин], сена 10 коп[ен], треть выти; д. Маланьино на речушке Вязовце: 6 дв[оров], пашни полосьми (7,5) десятин], сена 20 коп[ен] волоковых, выть без четверти».

Старожилы, ссылаясь на рассказы своих предков, называют более позднего владельца этих мест — барина по фамилии Гегель, который постоянно проживал в Москве, здесь бывал наездами, чаще в летнее время. Вспоминают о его саде между с. Погорельцы и д. Коровино.

В 1859 г. в русском владельческом селе Погорельцы было 77 дворов, проживали 540 человек (231 мужчина и 309 женщин), стояла церковь. В ГАТО имеется запись о выдаче в 1862 г. Уставной грамоты помещице Елизавете Федоровне Андреевой на владение частью земель в с. Погорельцы.
В 1887 г. в с. Погорельцы Погорельцевской волости Погорельцевского прихода Корчевского уезда (почтовая станция Горицы) жили бывшие помещичьи крестьяне, было 110 дворов (112 жилых и 417 нежилых построек, 12 колодцев, 2 скученных посада по две части), 531 человек (236 мужчин и 295 женщин). На действительной военной службе находилось 6 человек. 57 семей имели по одному, 27 — по два работника. Грамотными были 15 мужчин и женщина, учились 12 мальчиков и 4 девочки. Нищенствовали 6 человек. Душевых наделов — 321, владельцев — 89. Всего земли 1047,6 дес., в т.ч.: 334,3 — пашни, 361,7 — сенокоса, 113,6 — дровяного леса, 80 — кустарникового леса, 15,5 — неудобной земли. Угодья были надельные, дарственные и купленные (пустоши Юркино, Коровино, Елютино). На каждый душевой надел приходилось по 4,4 дес., в среднем на хозяйство — 11,2 дес. Часть земли арендовалась. 55 арен­даторов за 101,5 дес. угодий платили 218 руб. Почвы серые, местами суглинистые, подпочвы — глина, в низинах болотный чернозем. Сеяли 110 дес. ржи (урожай без семян 681 чет.); 43,7 дес. овса (собрали 488,3 четв.); 39,1 дес. ячменя (получили 262 четв.); 12,9 дес. картофеля (урожай — 403 четв.); 15,3 дес. льна (урожай семян — 16,8 четв.). Заготавливали в эти годы по 23970 пудов сена. В хозяйствах у крестьян содержалось: 95 лошадей и жеребят, 145 коров, быков, нетелей, 119 овец. Без коров было 44 хозяйства, с 1 коровой — 38 хозяйств. Безлошадных — 44 хозяйства, 46 хозяйств имели по одной лошади. Выгон по пару и неудобьям.

Дополнительные заработки получали, нанимаясь в пастухи, на плотницких, земляных работах, строительстве дороги. На местном промысле находилось 37 мужчин и 30 женщин. 11 мужчин и 3 женщины в Твери, Москве, Петербурге работали разносчиками, кучерами, прислугой. В селе было 11 промышленных заведений: 10 дегтярных заводов, кузница, трактир, 2 мелочные лавки.
Жители села платили ежегодно 36,4 руб. господатей, выкупных платежей — 1160 руб., земских сборов — 165,7, волостных сборов — 159,6, мирских сборов — 166,9, всего 1688,6 руб. На обязательное страхование строений шло 315,3 руб., недоимки прошлых лет к 1891 г. составляли 1801,2 руб. Пастухам собирали 170 руб.

Дети учились в земской школе, основанной в 1882 г. Там же занимались дети из дд. Проказово, Коровино, Буславец, Березовец, Павлушково, Поляны. В школе имелось 445 учебников, 24 прописи, 5 экземпляров азбучных букв. Учителями в это время были М.А. Косухин, 32 лет, с духовным образованием, преподавал с 1885 г., он был женат, имел двоих детей и получал зарплату 192 руб., и А.А. Косухина, 27 лет, окончившая школу Максимовича, преподавала здесь с 1887 г., но ее педагогический стаж насчитывал 10 лет, зарплата — 84 руб. 90 коп.

В с. Погорельцы в 1916 г. была построена каменная Спасская церковь с тремя престолами: в холодной — Спаса Нерукотворного, в южном приделе — Тихвинской Божией Матери, в северном — Архистратига Михаила.

Церковный капитал: наличными 30 руб., сбор 63 руб. 80 коп. Церковные владения состояли из каменной сторожки, амбара и земли, ее было 153 дес. 529 саж. В 1901 г. служили священник И.П. Тяжелов, 69 лет; диакон М.П. Прутенский, 45 лет; исполнял дела псаломщика Н.К. Лебедев, 19 лет. Содержанье причта: жалованье — 97 руб. 2 коп., процент с капитала — 130 руб. и годовой доход — 700 руб. Прихожанами храма были духовенство (2 двора — 12 мужчин и 9 женщин); мещане (10 мужчин и 15 женщин); военные (75 мужчин и 69 женщин); крестьяне из с. Погорельцы (63 двора — 240 мужчин и 270 женщин); крестьяне деревень Корчевского уезда Буславец, Березовец, Павлово, Проказово, Поляны, Данилово и Бежецкого уезда в д. Паршутино (всего 197 дворов — 816 мужчин и 864 женщины).

В приходе церкви в д. Бусловец находилась деревянная часовня Тихвинской иконы Божией Матери постройки 1816 г. В 1940 годах в церкви прекратилась служба. Помещение ее многие годы использовалось по хозяйственному назначению. Здание не ремонтировалось, пришло в ветхость, разрушается. Объявлено памятником архитектура, паспорт № 1120 находится в Комитете по сохранению исторического и культурного наследия Администрации Тверской области.

Престольный праздник в д. Погорельцы — Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа).

В 1918 г. Погорельцы стали центром Погорельцевского сельского Совета, в него входили дд. Александрово, Боголюбово, Березовец, Буславец, Коровино, Павлово, Паршутино, Поляны, Погорельцы, Скрябино. Упразднен в 1954 г.

В 1930 г. часть крестьян села объединилась и создала колхоз «6-я годовщина смерти Ильича», в 1935 г. он сменил название на «Путь Ленина». Экономические показатели колхоза до 1941 г. были неплохие. На пахоте, уборке урожая работали тракторы и машины МТС. Колхозники получали на трудодни зерно, картофель, деньги. С началом Великой Отечественной войны мужское население призвали в армию, в эти годы в колхозе работали женщины, старики и дети. Поля обрабатывались плохо, урожаи получали невысокие. Хозяйство экономически ослабло. На 1 января 1942 г. в с. Погорельцы одноименного сельсовета Кушалинского района проживали 344 человека (131 мужчина и 213 женщин), в личных хозяйствах содержалось 45 коров, 46 овец, 131 ягненок, 13 поросят. Работали мельница, молзавод, магазин. С фронта не вернулись 70 жителей села.

В 1950 г. колхоз расширил хозяйство за счет присоединения деревень Проказово, Паршутино, Александрово, Коровино. В 1959 г. крестьяне колхоза «Путь Ленина» объединились с колхозом «Перелом», с 16 февраля 1993 г., работая в условиях рынка, он сменил статус на объединение коллективных предпринимателей «Перелом» (центральная усадьба — с. Ведное).

По данным переписи населения 1989 г., в с. Погорельцы постоянно проживали 56 человек (24 мужчины и 32 женщины), русские. В январе 1998 г. в 25 домах 35 постоянных жителей, 38 домов принадлежали наследникам и дачникам.

На 1 января 2001 г. в селе 22 дома, в них постоянно проживали 36 человек, 27 домов — собственность наследников и дачников.

Старинные фамилии жителей села: Барковы, Борисовы, Еремеевы, Лебедевы, Роляковы, Семенковы.
Топонимы: Гегелевское, Гузень, Журавлиха, Малинник — поля, угодья.

по материалам энциклопедии «Тверская деревня»

Вливайтесь в общение

8 комментариев

  1. Один из самых великих людей своего периода, Архимед, сказал: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир». Все ваши заметки, на мой взгляд, осуществляют пользу в интересах рода людского нисколько не меньше, чем вспомянутый «рычаг» этого большого математика.

  2. Я каждый рабочий день живу с единственной мыслью: к вечеру я прийду на дом и сумею испытать удовольствие прочитыванием подборок с Вашего сайтеца

  3. Совсем слепая старушка Екатерина Васильевна Малинина рассказала, как возникла фамилия Малинины в Погорельце. Сама она была родом с Никольского, из семьи Макаровых, которых раскулачили в 30-е годы в коллективизацию. Об этой семье рассказывалось при описании села Никольского. Замуж вышла Екатерина Васильевна (дочь раскулаченного Макарова Василия Петровича) за Николая Малинина в Погорелец. Его отец Василий Елисеевич в войну 1914 года  был мобилизован, хотя по закону того времени, кормильца 4-х детей  брать на войну не должны были. И вот, когда царь Николай Александрович объезжал войсковые ряды с приветствием к воинам, Василий Елисеевич выступил из рядов и сказал царю (несмотря на одергивание начальства), что взяли его на фронт незаконно,  как многодетного. Царь сказал, что отпустить его не может, а помощь царскую от себя и военного ведомства обещает. Спросил, какая у него фамилия, на что Василий ответил, что нет у него фамилии (тогда по имени отцов различали). Царь сказал: «Ну, теперь будет у тебя фамилия Малинин». Так и пошли Малинины в округе. Интересен рассказ Евдокии Смирновой, как она в войну ходила далеко,за 700 верст, за конем для колхоза. Питалась пайкой хлеба по карточкам. Летом ходила. Шла по дорогам, тропам. Доставила коня, и никто ее в пути не обидел. Очерк об этом событии печатался в газете районной за 1996 год. Очерк о расстрелах  в Поповке печатался в «Тверской жизни» за 1995 год.

  4. Получены были в угощенье лепешкой и приглашение заходить в их дом, на пути в церковь, в Вырец, пережидать предрассветную темень. Подумалось после их дома: как ни трясли в деревне карел, как ни изводили под корень справных хозяев, а ведь не смогли до конца перевести. Вековую культуру ни карелы, ни русские в деревне Погорелец, как и во всей округе, не растеряли. Особенным укладом, красотой была и благочестием отличаются в округе все же семьи православные. Там, где вера ослабела или вовсе из жизни ушла, там грязи побольше в избе, и пьянства, и курева, и сквернословия, да и бед у потомства поболее. У православных же и потомство в благополучии проживает, и старики за 90 лет живут. Живой пример в Погорельце – Екатерина Васильевна Малинина (Макарова) 1901 года рождения. Она,  хоть и слепая, а по избе ходит, с постели легко встает, память не утратила православная крестьянка Николаевской России. Благодаря ей и описание деревни Погорелец состоялось.

  5. Подумалось после их дома: как ни трясли в деревне карел, как ни изводили под корень справных хозяев, а ведь не смогли до конца перевести. Вековую культуру ни карелы, ни русские в деревне Погорелец, как и во всей округе, не растеряли. Особенным укладом, красотой была и благочестием отличаются в округе все же семьи православные. Там, где вера ослабела или вовсе из жизни ушла, там грязи побольше в избе, и пьянства, и курева, и сквернословия, да и бед у потомства поболее. У православных же и потомство в благополучии проживает, и старики за 90 лет живут. Живой пример в Погорельце – Екатерина Васильевна Малинина (Макарова) 1901 года рождения. Она,  хоть и слепая, а по избе ходит, с постели легко встает, память не утратила православная крестьянка Николаевской России. Благодаря ей и описание деревни Погорелец состоялось. Дай Бог дожить ей до 3-го тысячелетия.лет от Рождества Христова она в заботе и любви от своей дочери Клавдии в Погорельце встретила.

  6. Получены были в угощенье лепешкой и приглашение заходить в их дом, на пути в церковь, в Вырец, пережидать предрассветную темень. Подумалось после их дома: как ни трясли в деревне карел, как ни изводили под корень справных хозяев, а ведь не смогли до конца перевести. Вековую культуру ни карелы, ни русские в деревне Погорелец, как и во всей округе, не растеряли. Особенным укладом, красотой была и благочестием отличаются в округе все же семьи православные. Там, где вера ослабела или вовсе из жизни ушла, там грязи побольше в избе, и пьянства, и курева, и сквернословия, да и бед у потомства поболее. У православных же и потомство в благополучии проживает, и старики за 90 лет живут. Живой пример в Погорельце – Екатерина Васильевна Малинина (Макарова) 1901 года рождения. Она,  хоть и слепая, а по избе ходит, с постели легко встает, память не утратила православная крестьянка Николаевской России. Благодаря ей и описание деревни Погорелец состоялось.

  7. По списку раскулаченных и выселенных в 30-е годы, имеющемуся в архиве исполкома в Рамешках, значатся в Погорельце по протоколу 9 семей: Никифоровы (4 чел), Мокеевы (3 чел.), Прохоровы (5 чел.), Беляковы (5 чел.), Николаевы (5 чел.), Малинины (5 чел.), Мироновы (8 чел.), Галкины (7 чел.), Мокеевы (3 чел.). Впоследствии приписаны еще две фамилии, которые были раскулачены без постановления: Малинина Акулина Петровна и Миронова Елена Григорьевна.

  8. Имена замечательных людей деревенские назвать не смогли. В деревне до войны   проживали две монахини из какого-то закрытого монастыря (матушка Алевтина и монахиня Александра). Недавно удалось установить, что матушка Алевтина была благочинной Оршинского женского монастыря под Тверью. После закрытия  монастыря и разгона его сестер, от угрозы ареста и заключения в лагерь благочинная матушка Алевтина была спасена бывшей крестьянкой деревни Ильино, Александродй, послушницей Оршинского монастыря. Она увела лесами, через болото озера Святого, в Погорелец свою начальницу, благочинную. Поселила ее в Погорельце у родни. Прислуживала ей в маленьком доме, за домом родни, на задах. Было благочинной матушке Алевтина в 1918 году 54 года. Стало быть, в 30-е  годы было ей около 70 лет. К матушке Алевтине за советом и духовной помощью ходили многие погорельцевские женщины.  Была она очень грамотной:  книг, икон в доме много имела. В церковь Знамения в селе Вырец ходила эта монахиня. Похоронили ее на кладбище в селе Вырец. В изголовье ее могилы – толстая ель, единственная на этом кладбище.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *